Новости

26.03.2018

Пора ли отказаться от услуг таможенного представителя?

Анастасия Гладких / 17.01.2018

Таможня совершенствует процесс таможенного оформления, шлифует, пилит, доводит до ума. Декларирование стало электронным, кое-где работает авторегистрация деклараций, а где-то и автовыпуск. Есть «Личный кабинет», есть Центры электронного декларирования, в конце концов. Некоторые компании-импортеры даже осмеливаются заниматься таможенной очисткой самостоятельно, рекомендуя и другим так делать: говорят, экономнее. Мы опросили экспертов в таможенном деле, чтобы понять, когда действительно выгодно заниматься таможенным оформлением самостоятельно, а когда лучше отдать на аутсорсинг и избавиться от лишней головной боли.

«Одного сотрудника в штате на такую работу явно недостаточно. Должна быть взаимозаменяемость в любом случае, − говорит Марина Лякишева, советник генерального директора ООО «СВ Трансэкспо» по таможенным вопросам. − Так что сотрудников как минимум двое (если один заболел, взял отпуск и т.д.). Конечно, если соблюдаете трудовое законодательство. Так что все затраты на содержание персонала смело умножайте на 2.

Мы с коллегами неоднократно считали, что, с учетом всех затрат, заниматься таможенной очисткой лишь тогда, когда объемы составляют 30 деклараций в месяц. Только в таком случае появляется минимальная экономия».

«Надобность в таможенном представителе отпадет, когда можно будет относить документы в таможню, и орган сам будет заполнять, начислять и взыскивать. До тех пор, пока таможня во многом реализует карательную функцию, посредники актуальны», − кратко заключает Игорь Бурлов, генеральный директор ООО «Арнейс».

«Не надо никуда ничего носить, − не соглашается Марина Лякишева. − Документы − в виде электронных сведений, и только так! И да, соглашусь, только когда функция содействия добросовестным участникам ВЭД будет у таможни превалировать, тогда и об отказе от аутсорсинга можно будет подумать. Но даже в таком случае заниматься непрофильными функциями будет дороже. Иначе все всё делали бы сами − и склады, и таможню, и транспорт, и производство. Но почему-то все в основном торгуют».

«По нашим подсчетам, заниматься самовыпуском выгодно лишь при объеме от 100 деклараций в месяц, − делится опытом Юлия Шленская, президент группы «КВТ». – От себя же скажу, что собственный сотрудник при этом должен заниматься разными категориями товаров, иначе профессиональный уровень его или будет низок на входе, или любую задачу, отличную от тривиальной, он решить не сможет. Либо этот уровень скатится вниз, и быстро. А это риски для компании совершенно иного порядка.

По большому счету загвоздка вот в чем. Чтобы переводить тысячи законодательных документов с таможенного языка на человеческий, которые к тому же ещё меняются чуть ли не каждый день, сотруднику нужно постоянно находиться в теме. А как это делать, если изо дня в день оформляешь одни и те же, к примеру, обои на экспорт? И тут любое упущенное нововведение с учётом жесткости КоАПа и неповоротливости таможни в процессуальных вопросах мгновенно сведёт на «нет» выгоду от любой коммерческой сделки. Хорошо если ещё и доплачивать не придётся, чтобы отстали.

Законодательство в области таможенного дела ЕАЭС и РФ состоит из постоянно подвергающихся изменениям, доработкам тысяч различных документов, «перевести» которые на общедоступный язык крайне сложно. К тому же, исходя из структуры Таможенного кодекса, в котором 2-й раздел посвящён таможенным платежам, основная функция таможенных органов фискальная, т.е. взимать, доначислять и взыскивать деньги, в том числе и с помощью штрафов по делам об административных правонарушениях. КоАП предполагает достаточно жёсткие санкции, а связанные с этим простои и изъятия товаров влекут за собой огромные убытки. Таможенные представители, постоянно находящиеся «в теме», позволяют существенно снизить риски и потери для бизнеса, которые могут возникнуть при прямом столкновении участника ВЭД с таможней.

Простыми словами, у брокера постоянные неповторяющиеся ситуации и клиенты, и таможенные представители в этом смысле находятся «на передовой». «Монокомпании» физически не могут иметь такую практику.

Добавлю ещё важный момент: при допущении ошибки проще не оплатить брокеру стоимость его услуг, или оплатить не полностью, чем пытаться переложить материальную ответственность на собственного сотрудника, который, будучи сто раз кругом виноватым, в соответствии с трудовым законодательством полностью защищен от компенсации работодателю финансовых последствий собственных промашек.

Также любой аутсорсинг, или перенос несвойственной компании функции на третьих лиц, является так называемым налоговым щитом.

Минус в работе с таможенным представителем один – своих сотрудников вы знаете, а любой брокер это кот в мешке».

http://провэд.рф

К другим новостям